Пятница, 17.05.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Хлебниковой Натальи Борисовны

Агитки - Цветочное обрамление
Список папок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Интегрированный урок-практикум (биология и информатика) 9 класс
[ Скачать с сервера (43.5 Kb) ] 29.01.2012, 11:53
Интегрированный урок-практикум биологии и информатики в 9 классе Тема урока: Компьютерное моделирование внутривидовых биологических систем Цель: продолжить отработку навыков компьютерного моделирования с помощью электронных таблиц и умения прогнозировать и анализировать динамику некоторых процессов в популяции. Ход урока: Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть. Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок –практикум. Озвучьте, пожалуйста, тему урока. Ученик - Компьютерное моделирование внутривидовых биологических систем Учитель. Давайте попробуем определиться с целями нашего сегодняшнего урока Ученик - учиться моделировать с помощью компьютера внутривидовые биологические системы Учитель. Хочу немного уточнить задачи, которые мы должны реализовать сегодня на уроке - Отработать: (Освоить!) 1) навыки компьютерного моделирования с помощью электронных таблиц; 2) умение анализировать динамику процессов в популяциях Учитель. Обратите внимание. Словосочетание внутривидовая биологическая система я заменила одним понятием - популяция. Правомерны ли мои действия. Ученик - Да Учитель. Докажите, где мы найдем доказательство. Ученик - Доказательство заложено в самом определении «популяция». Популяция – это исторически сложившаяся самовоспроизводящаяся совокупность организмов, принадлежащая к одному и тому же биологическому виду, и обитающая в определенной части его ареала. Учитель. Верно, что такое ареал? Ученик - Ареал – это территория обитания вида. Учитель. Верно. Т.о., - популяция – это часть вида, а вид – это совокупность популяций. Учитель. Почему так важно изучать и уметь моделировать процессы, происходящие в популяциях? Ученик - Популяции животных и растений - основной объект хозяйственной деятельности человека. Чтобы обеспечить себя продуктами питания мы эксплуатируем поля , засеянные различными сортами культур, стада различных пород животных, скопление рыб промыслового вида. Учитель. Верно. А ещё почему? Ученик - Ну, может быть ещё потому, что в результате нарушения равновесия в популяциях вымерли многие виды растений и животных. Учитель. Да. За последние 100 лет с лица земли исчезли 25 тысяч видов высших растений и более 1 тысячи видов позвоночных животных. По имеющимся оценкам к 2010 - 2015 гг. биосфера может утратить до 10 - 15% составляющих её видов. И если мы сохранить живые организмы Земли, то должны понимать процессы, протекающие в популяциях, а главное осознавать, к каким последствиям, может привести то или иное вмешательство в их жизнь. Учитель. Причислите основные характеристики популяции: Ученик - Численность, плотность, возрастная структура, половая структура, рождаемость, смертность репродуктивный потенциал, генофонд, территория распространения, (т.е. часть ареала ) Учитель. Сегодня мы изучаем динамику изменения численности популяции в зависимости от различных факторов и динамику изменения генотипического состава популяции. Выполним задание №1 I группа Самка белки обыкновенной (семейство Белки) приносит по 3 помета в год. В каждом помете, в среднем 6 детенышей. Построить модель изменения численности популяции за 2 года, если в исходной популяции было 15 половозрелых самок. - Построить модель изменения численности популяции с учетом рождаемости. II группа Самка белки обыкновенной (семейство Белки) приносит по 3 помета в год. В каждом помете, в среднем 6 детенышей. Построить модель изменения численности популяции в зависимости от рождаемости и смертности за 2 года, если в исходной популяции было 15 половозрелых самок, в год в среднем гибнет 6 белок. - Построить модель изменения численности популяции с учетом рождаемости и смертности. III группа Белки и бурундуки два соперничающих вида, так как оба вида питаются плодами, орехами и насекомыми, т.е. пищевые ресурсы у них общие. Коэффициент влияния со стороны конкурентного вида (бурундуков ) на численность белок равен 0,0075. Самка белки обыкновенной (семейство Белки) приносит по 3 помета в год. В каждом помете, в среднем 6 детенышей. Построить модель изменения численности популяции в зависимости от влияния соперников за 2 года, если в исходной популяции было 15 половозрелых самок. - Построить модель изменения численности той же популяции с учетом рождаемости и конкуренции Учитель информатики - Для решения поставленных перед вами учителем биологии задач я предлагаю вам использовать компьютер. Мы уже учились с вами моделировать различные биологические процессы с помощью электронных таблиц, поэтому, чтобы не допускать ошибок при работе, давайте вспомним: - Электронная таблица – это (ответ ученика- документ созданный с помощью табличного процессора). Она состоит из (ответ ученика – строк и столбцов). На пересечении строки и столбца образуется (ответ ученика – ячейка) . Каждая ячейка имеет (ответ ученика – свое имя) . Оно состоит из (ответ ученика - латинской буквы и цифры). В ячейки электронной таблицы можно вносить (ответ ученика- текст, число, формулу). Формула записывается (ответ ученика – со знака равно на латинском языке). Для построения графиков и диаграмм надо (ответ ученика – выделить необходимые данные, выбрать мастер диаграмм, в котором указать тип диаграммы, параметры и размещение) Если у вас нет вопросов, можете приступать к построению моделей. Работа на компьютерах 15 минут Учитель На приготовленном графике покажите график, который вы получили при решении поставленной задачи и сделайте вывод. Вывод 1 группы: Если мы учитывали только рождаемость в популяции, то график изменения численности популяции представляет прямую линию, а численность популяции растет в геометрической прогрессии. Вывод 2 группы: При моделировании динамики численности популяции от рождаемости и смертности мы видим, что в данном случае численность популяции в каждом поколении ниже, чем в 1 случае. Вывод 3 группы: При моделировании динамики численности популяции с учетом их рождаемости в условиях конкуренции с бурундуками мы видим, что численность популяции ниже чем в первом случае и выше чем во втором случае. Учитель. Учет различных факториалов событий в популяции приводит к получению различных результатов динамики популяции. Выполним задание №2 Для данного задания вам необходимо будет построить график I группа Генотипический состав исходной популяции 2АА + 4Аа + 4аа. Отследите динамику изменения гетерозигот в 5 последующих поколениях при самоопылении и панмиксии в условиях отсутствия давления отбора, миграции и мутации. II группа Генотипический состав исходной популяции 2АА + 4Аа + 4аа. Отследите динамику изменения доминантных гомозигот в 5 последующих поколениях при самоопылении и панмиксии в условиях отсутствия давления отбора, миграции и мутации. III группа Генотипический состав исходной популяции 2АА + 4Аа + 4аа. Отследите динамику изменения рецессивных гомозигот в 5 последующих поколениях при самоопылении и панмиксии в условиях отсутствия давления отбора, миграции и мутации. Работа на компьютерах 12 минут Анализ группами результатов выполненных заданий Учитель. Процессы, в каких популяций мы сегодня моделировали с помощью компьютера Ученик - В идеальной. Учитель. Какая популяция называется идеальной? Ученик - Это популяция где нет мутации, миграций и действует отбор. Учитель. Существуют ли в природе реально такие популяции? Ученик -Нет. Учитель. Хватит ли нам наших сегодняшних знаний для моделирования природных популяций? Ученик - Нет. Учитель. Значит перед нами встает задача: получить эти знания. Подведение итогов урока.
Категория: Мои файлы | Добавил: natasha
Просмотров: 1392 | Загрузок: 109 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: