Пятница, 17.05.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Хлебниковой Натальи Борисовны

Агитки - Цветочное обрамление
Список папок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование вычислительной техники в учебном процессе
В настоящее время в школах проблема с обеспечением классами ВТ не стоит так остро, как в начале компьютеризации. Но на данном этапе возникает другая проблема. Вся дорогостоящая техника, имеющаяся в школах используется крайне не рационально. В лучшем случае, помимо преподавания информатике в кабинетах ВТ проводятся кружки и на этом использование компьютеров ограничивается. А между тем они предоставляют широкие возможности для качественного освоения материала по всем предметам, начиная с естественнонаучных дисциплин и заканчивая предметами художественно-эстетического цикла. Эффективное использование в учебном процессе имеющихся в школе кабинетов, оборудованных комплексом учебно-вычислительной техники, возможно лишь при наличии самых разнообразных педагогических средств (ППС), предназначенных для факультативов, а также для самообучения. В наше время появилось большое количество учебных программ по различным предметам школьного курса, выпускаемых различными фирмами, однако финансовые возможности общеобразовательных учреждений ограничено, поэтому приобрести эти программы мы можем не всегда, и школе приходится искать другой выход из сложившейся ситуации, а именно разрабатывать "самодельные” программные средства с помощью учеников старшеклассников, которые уже владеют языком программирования. ППС, создаваемый в школах, как правило, элементарны, служат локальным целям изучения определенной темы, предназначенной для определенного контингента уч-ся и рассчитаны на 10 – 15 минут учебного времени (что примерно соответствует принятым в нашей стране медицинским нормам продолжительности работы школьника перед экраном дисплея). Педагогические возможности компьютера Все сферы жизни общества связаны с достижениями современной науки и техники. Естественно, что компьютеры становятся неотъемлемой частью процесса обучения в современной школе. Их можно применять как для изучения школьного курса информатики, так и при изучения общеобразовательных дисциплин: математики, физики, родного и иностранных языков и других школьных предметов. Как отметил академик А.П. Ершов, компьютеры обладают большими педагогическими возможностями: 1. Компьютеры как техническое средство обучения наиболее способствуют реализации деятельностного подхода к учебному процессу в школе. Он является динамическим партнером в обучении, который откликается своевременно на вызов и оказывает помощь, тем самым, стимулируя активность ученика. 2. Программируемость компьютера его адаптируемость содействуют индивидуализации учебного процесса. 3. Компьютер – наиболее эффективное средство контроля тренировочных стадий учебного процесса. 4. Компьютер способен повышать интеллектуальный и логический уровень обучения школьника. 5. Благодаря видеотерминалу (дисплею) существенно повышается наглядность обучения. 6. Компьютер позволяет применять в процессе обучения новейшие научные методы, такие как вычислительный эксперимент, моделирование и другие. Для того, чтобы возможности компьютера эффективно использовались, необходимы качественные программы к нему по всем школьным предметам и с различными дидактическими функциями: для обработки умений и навыков, для самоконтроля, для контроля и учета знаний, для изучения нового материала и т.п. Эти разноплановые, разно целевые программы для компьютера, используемые в учебном процессе, принято называть педагогическими программными средствами (ППС). Признавая большие возможности компьютерной техники в преподавании, многие ученые предостерегают от непродуманных и поспешных шагов в деле компьютеризации процесса обучения. Поэтому при использовании ЭВМ в учебном процессе целесообразно учитывать следующие требования: - ЭВТ приемлема не во всех видах учебных занятий и не во всех форматах обучения; - изучение различных разделов программы и применения разнообразных форм занятий требуют разных видов и методов применения ЭВТ; - ЭВТ будет эффективна в тех случаях, когда она: а) повышает качество обучения, б) снижает затраты учебного времени, в) выполняет такие учебные функции, который иным путем нельзя осуществить, г) обеспечивает оптимальную организацию всех видов учебных занятий. Воплотить эти установки рекомендуется на основе программно-целевого подхода, который предполагает: четкое определение места, меры и времени использования ЭВТ, программных средств и методов информатики; установление связей и отношений с другими дидактическими средствами и организационными формами обучения. Классификация педагогических программных средств В настоящее время нет единой классификации учебных программ для компьютера. Некоторые учителя и ученые-педагоги вкладывают в это понятие слишком обобщенный смысл: любая программа является обучающей, так как участвует в процессе обучения. Вследствие этого создается впечатление, что при наличии проблемно-ориентированного пакета программ по предмету компьютер вообще может заменить учителя. В действительности компьютер никогда не заменит человека. Наоборот, по мере все более широкого внедрения компьютерной техники значительно возрастает и роль учителя, так как он из человека-эффектора, т.е. интерпретатора-пересказчика чужих знаний, становится человеком-творцом. У него высвобождается время для творческой работы с уч-ся. Закрепившееся в научно-методической литературе понятие "педагогические программные средства”, предполагает следующую классификацию программ используемых в учебном процессе: - программа-тренажер (например, клавиатурный тренажер, программа, позволяющая освоить работу в средстве операционной системы (OSFOD), программа для изучения закона Архимеда (ARHIM), и многие другие); -Контролирующая программа ( программ такого плана разработано в данное время очень много и их создание вполне по силам ученикам старших классов уже изучивших BASIC. В этих программах желательно так же исключить получения листинга учащимися для "корректировки” правильных результатов; - демонстративная программа ( например, трудно или почти невозможно рассмотреть некоторые явления из-за того, что их нельзя наблюдать визуально или же для их наблюдения необходимо точное дорогостоящие оборудование); - информационная программа (к программам такого плана можно отнести любые программы, которые отображают или содержат полезную информацию. Это программы -справочники, "ожившие опорные конспекты”, таблицы и т. п.); - вычислительная программа (программы, применяемые для обсчета результатов лабораторных работ, обработки результатов эксперимента проведения тех или иных вычислений) позволяет более рационально использовать урочное время. Отпадает необходимость в проведении рутинных вычислений, появляется возможность быстрого получения конечного результата, поиска ошибок. В данных программах могут иметься блоки, строящие графики, по которым можно быстро и наглядно оценить результаты той или иной лабораторной работы. Приведенная классификация позволяет обобщить и перечислить наиболее значимые, с позиции педагогики и психологии, методические цели, реализация которых оправдывает введение ППС в учебный процесс: - усиление мотивации обучения; - формирование системы ориентиров; - оптимальное соединение различных видов мыслительной деятельности; - возможность управляющего воздействия (фактический диалог, направленный диалог, взаимодействующий диалог); - контроль и обратная связь с диагностикой и оценкой результатов, т.е. коррекция выполняемой деятельности; - индивидуализация и дифференциация обучения; - обеспечение возможности тренинга (особенно в режиме "самоподготовки”); - наглядность; - моделирование и имитация; - проведение практикума в режиме "интерфейса”; - создание и использование баз данных. Эти методические основы были взяты за основу при практической разработке и реализации многих принципов ППС по различным разделам курсов физики, математики, естествознания и других школьных предметов. Формы использования программных средств Компьютер может быть использован в учебном процессе в различных формах или, как говорят чаще, режимах. Рассмотрим некоторые из них. Режим калькулятора состоит в том, что ПЭВМ используется для выполнения прямых трудоемких вычислений для многократных расчетов по одной и той же формуле, для нахождения объема тел вращения, для решения треугольников, для проведения вычислительного эксперимента с целью выработки математической гипотезы и т.п. Режим справочника (записной книжки) предназначен для получения учеником быстрой индивидуальной помощи в форме подсказки, особенно когда ученик не имеет под рукой необходимой справочной литературы, а к учителю или однокласснику обратится стесняется или не имеет возможности. Режим диалога ученика с компьютером является наиболее эффективным средством использования возможностей ПЭВМ в учебном процессе. В школьных ППС используется наиболее часто следующие типы диалога: - выбор меню; - вопрос-ответ; - заполнение бланка; - их любая комбинация. В диалогах, основанных на меню, ученику оказывается помощь тем, что из предлагаемого списка (меню) вариантов возможной информации он выбирает один и вводит через клавиатуру число, совпадающее с номером этого варианта, который он считает правильным. Далее на экране либо сразу подтверждается или опровергается правильность выбора, либо дается новое меню. При этом наряду со списком выдаются инструкции, что нужно выполнить ученику на том или ином этапе диалога с ПЭВМ. Методические рекомендации для разработки программных средств в условиях школы В условиях школы силами учителей и учащихся целесообразно разрабатывать простейшие педагогические программные средства, дополняющие выпускаемые централизованным порядком или же ставящие локальные дидактические цели. Кроме того, они позволяют привлекать учащихся, приобщая их постепенно к разработке более сложных и трудоемких программ. Технологии этой работы рассмотрим на примере контролирующей программы по астрономии, разработанной учащимся 11 класса. Прежде всего, определяются дидактические цели программы и отбирается соответствующий учебный материал (можно воспользоваться опубликованными программированными заданиями для контроля знаний). Пусть мы выбрали задание, позволяющее контролировать знания учащимися по теме: "Планеты - гиганты Особенности их строения". В сборниках программированных заданий принимается обычно следующая конструкция Задание( для самоконтроля): Выберите правильный ответ на вопрос "Чем по своим физическим характеристикам планеты - гиганты отличаются от планет земной группы?" 1. Их плотность больше, чем у планет земной группы. 2. Планеты-гиганты имеют большие размеры и массы. 3. Сила притяжения на них больше. Ответ: (2) Вернее, записан не сам ответ, а, так называемый, код ответа. Составим сценарий программы, обычно представляющий собой последовательность кадров, которые должны появляться на дисплее в зависимости от действий ученика. Приведем несколько кадров, представляющих собой выборку одного из возможных вариантов сценария. В кадре 5 представлена инструкция для работы с программой. КАДР 5. Если ученик выбрал цифру 1, то на экране появится теоретический материал данной темы и после его ознакомления начинается тест. Если ученик нажал 2, то появится следующий КАДР 6. КАДР 6. После нажатия любой клавиши на экране появляется следующий кадр. КАДР 7. После выбора учащимися на клавиатуре числа, совпадающего с номером неправильного ответа , и нажатия клави­ши ВВОД появляется кадр ? КАДР 8. После завершения работы с тестом компьютер выда­ет ученику информацию о том, сколько было верных ответов, сколько неверных и выставит оценку. Разработка программ, имитирующих движение В процес­се обучения геометрии, фишки, химии и других предметов в школе учителя широко используют подвижные модели и под­вижные чертежи, так как их обучающее и развивающее воз­действие на ученика намного эффективнее, чем статических. Экранные подвижные чертежи можно моделировать с помо­щью различных технических средств: кинопроектора, кодоскопа, дисплея (видеотерминала). В процессе демонстрации учебных кинофильмов учитель либо пассивен, либо имеет ограниченные возможности для участия в этом процессе. Он может выключить аппаратуру, чтобы прокомментировать демонстрационный материал, ко­торого, кстати, на экране уже нет, или же, убрав звук, заме­нить диктора для того, чтобы учесть подготовку и индивиду­альные особенности учащихся данного класса. Компьютер же позволяет остановить движение на экране дисплея, вернуться назад к предыдущим кадрам и самое важ­ное - позволяет вмешиваться в демонстрационный процесс: задать другое расположение фигуры ("повернуть ее другой сто­роной"), провести новое сечение пространственной фигуры, вписать в нее другую фигуру и т.п. При этом ПЭВМ мгновенно реагирует на вмешательство, сообщая пользователю запрограм­мированную на это вмешательство информацию: сообщает о возможных ошибках, подтверждает правильность действий ученика, предупреждает о недопустимости или невозможности дополнительных построений или преобразований и т.д. Подвижные геометрические чертежи видеотерминала учитель мо­жет использовать на уроках-лекциях, уроках-семинарах как демонст­рационное, наглядное пособие, в самостоятельной работе учащихся над изучением геометрии, для организации контроля и самоконтроля. Для эффективного применения подвижных чертежей, воспро­изводимых на. экране дисплея, при изучении геометрии нужно решить два вопроса: 1) каких целей мы намерены достичь де­монстрацией подвижных чертежей на экране дисплея и что для этого желательно иметь на нем. 2) как реализовать первую за­дачу программными средствами ( если нет готовых ППС) с уче­том возможностей конкретного компьютера (КУВТ "Корвет", IВМ РС и других) Заключение Современный период развития общества харак­теризуется процессом информатизации. Одним из приоритет­ных направлений становится процесс информатизации образо­вания, предполагающий использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики Оля реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса. Информатиза­ция образования влечет за собой преобразование организационных форм и методов обучения, изменение содержания обра­зования и его структуры, создает предпосылки для широкого внедрения ППС в практику. О том, что нужно больше развивать межпредметные связи говорится и пишется давно. Но в учебном процессе мы чаще всего только напоминаем о них. Учебный план составлен так, что с одной и той же темой учащиеся на одних предметах встречают раньше, на других позже. Такой подход усложня­ет проблему целостности процесса обучения. Все школьные предметы переплетаются. Но на наш взгляд, информатика-это предмет, который может быть интегрирован с любым другим. Информатика- наука о способах передачи, накоплении, хранении и переработки информации. А информация - это как раз то, что дети получают ежедневно, то что они видят, слышат, чувствуют, осязают и т.п. Можно ли провести полноценный урок информатики по теме "Музыкальный редактор", научить редактировать и записывать мелодии, если ученики не владеют основными эле­ментами музыкальной грамоты? Именно поэтому мы интегрировали его с уроком музыки и он получился более плодотворным и интересным. Таким же образом информатику мож-10 проводить вместе с рисованием, математикой, химией, физикой, историей и т.д. И хотя не для всех предметов име­ется программные средства, их можно создать самим с помощью учащихся. У совместной работы учителей и учеников много плюсов. Ведь учащийся, разрабатывающий программное средство, оказывает помощь не только учителю-предметнику, но в первую очередь себе. В ходе такой работы он лучше узнает не только информатику. Получая задание от преподавателя, ученик уясняет, что нужно сделать. Чтобы приступить к работе, он должен обдумать и про­анализировать, как это сделать. Когда создает программу, он контролирует каждый свой шаг, так ли он это делает; Показывая готовую программу учителю, он демонстриру­ет свое видение данной проблемы. Работа, по усовершенство­ванию программы, укрепляет знания по информатике, а так­же расширяет кругозор учащихся по другим предметам. В нашей школе уже не раз , проводились уроки с использо­ванием программ, написанных нашими учениками. Так, на­пример, на итоговом уроке по русскому языку с помощью педагогического программного средства удалось за 5-7 ми­нут проверить знания учащихся по трем темам. Использование ППС способствует повышению качества ус­ваиваемых знаний, умений и навыков, позволяет экономить время на изучение учебного материала, активизирует процессы операционального, наглядно-образного, творческого типов мышления, стимулирует самостоятельную деятельность обуча­емого. А.Дистервег говорил, что развита- и образование ни од­ному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собствен­ной деятельностью. Он считал, что сам деятельность - это и средство, и результат образования.
Категория: Мои статьи | Добавил: natasha (29.01.2012)
Просмотров: 3792 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: