Пятница, 17.05.2024, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Хлебниковой Натальи Борисовны

Агитки - Цветочное обрамление
Список папок
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция учителя информатики Н.Б.Хлебниковой
"Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее,…но в том, чтобы сделать его ум культурнее, научить его ставить вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению" С.И. Гессен Наименование опыта Реализация идеи кросс-культурного диалога в контексте гимназического образования через формирование информационно-коммуникационной компетентности личности. Под информационно-коммуникационной компетентностью мы, прежде всего понимаем умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач. Условия возникновения "Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъекты и объекты процесса … Подготовить ребенка к жизни это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него, для её достижения" (Г.К. Селевко). Становление данного педагогического опыта проходило в средней общеобразовательной школе №2 г. Вязники с углубленным изучением отдельных предметов, где наряду с классами художественно-эстетического направления были открыты и гимназические классы. Изменение содержания образования в гимназических классах поставило задачу гуманитаризации информационно-технологического образования в школе в контексте осмысления его с позиции диалога культур, т. к. «современная гимназия предстаёт как поликультурная среда»1. Приоритетами гимназического образования в школе являются "технология саморазвития личности" и феноменологический подход. Во многом становлению опыта помогло неоднократное участие в работе Международной конференции "Информационные технологии в образовании" в г. Москва, научно-методических семинарах «Феноменология образования и методологическая культура учителя (1998 г.); «Опыт сотрудничества инновационной школы и научных учреждений» (1999 г.); «Феноменология и образование» (2000 г.); проведение на базе школы выездной секции 3 Международного семинара «Философия образования» с участием Доктора философии, президента Всемирного института феноменологических исследований Анна Терезы Тименецки (2000 г.). Первый опыт работы по данному вопросу опубликован автором в сборниках «Феноменология образования: вопросы теории и практики» (Владимир, 1999 г.) и «Воспитательная система школы в условиях гимназического образования» (Владимир, 2004 г.). Считаю приоритетным использование в гимназическом образовании возможностей ИКТ на интегративной (универсальной) основе, что в учебно-воспитательном процессе позволит в полной мере реализовать принцип " учение с увлечением" и создаст базу для реализации идеи кросс-культурного диалога через овладение информационно-коммуникационной компетентностью. Актуальность и перспективность "Вообще интегрированный потенциал современной информатики превосходит все, с чем до сей поры сталкивалось человечество. Видимо, стало уже расхожей фразой, что "будущее общество будет не технократическим, а информационным и технократическим". Стремительное развитие информатики приводит де-факто к тому, что она становится "наукой наук", и отнюдь не в философском смысле этого слова, а самом что ни на есть буквальном… … И теоретически, и технологически в Большой Информатике давно уже есть средство тотальной интеграции. Дело за небольшим – перенести технологии в школу" (А.И.Сенокосов). Изменение социально-экономических условий в нашей стране способствует формированию инновационных подходов к отбору содержания, разработке новых моделей и технологий обучения, которые будут направлены на повышение эффективности образования. В современной педагогической литературе большое место уделяется вопросам использования ИКТ в учебном процессе. Практически во всех журналах и газетах по разным школьным дисциплинам публикуются статьи на эту тему. В школы поступил большой пакет мультимедийных пособий. Однако нет публикаций, которые бы раскрыли роль ИКТ в становлении диалогизма как приоритетной методологии современного образования. «Обучение культуре – это постижение способов общения и деятельности. С развитием диалогической структуры педагогических отношений происходит становление и культурообразующего содержания школьного образования».2 Актуальность идеи кросс-культурного диалога в современной педагогике через формирование информационно-коммуникационной компетентности подтверждается тем, что развитие общества в ближайшее время будет определяться тремя важнейшими факторами: высоким уровнем технологичности, информативностью и процессами интернационализации. Вхождение нашей страны в многоцивилизационное пространство, нарастающая тенденция к интеграции диктует необходимость усиления в гимназическом образовании информационно-коммуникативного блока дисциплин, к которым относятся информатика и иностранные языки. Здесь овладение выпускником гимназии навыками компьютерной грамотности, машинными языками на основе изучения иностранного языка как языка компьютерного общения и информационных баз данных станет способом постижения личностью духовных богатств поликультурного пространства современного мира. Следовательно «диалог культур» позволит личности информационного общества приобщиться к большому космосу культуры, преодолев комплекс одномерности, создаст условия для формирования человека культуры, способного к творческой самоиндивидуализации и саморелиазции. Теоретическая база опыта. Методологическую основу деятельности составляют гуманистические идеи феноменологического обращения к субъективному и интерсубъективному опыту сознания ученика Э. Гуссерля, идеи «диалога культур» Библера В. С., органично дополняют публикации о возможностях и условиях личностно ориентированного подхода в педагогической практике (В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), положения о сущности, становлении и развитии компьютеризации учебного процесса А.И.Сенокосова, Н.Д.Угриновича, А.Ю.Уварова. Диагностика проблемы. Создание педагогической концепции началось с диагностики «Изучение учебных предпочтений учащихся», тестов «Время на уроке», «Выбери на будущее» и др. Анализ результатов социологических исследований позволил сделать следующие выводы: - большинство учащихся основной и старшей школы среди любимых предметов называют информатику (11 кл. ноябрь 2003г – 82%, ноябрь 2004 г. 10 кл. – 84%) см. прилож. № ; - большинство учащихся (73 % респондентов) отмечают, что для успешной социализации умение пользоваться компьютером является жизненно необходимым; - особый интерес вызывают выполнение практических работ (80 %), где строго научный язык учебника заменяется графической информацией личностного характера, т. е. работы, в которых раскрывается индивидуальность ребенка. Социологический опрос по выявлению степени обеспеченности учащихся гимназии (5- 11классы) ПК показал: - 41 % опрошенных имеют дома ПК; -59 % имеют возможность подготовится к урокам, используя компьютер; -89 % учащихся умеют пользоваться компьютером; - 87% опрошенных хотели бы чтобы по всем предметам проводились уроки с использованием ИКТ; - только 24% учащихся умеют пользоваться Интернетом. Таким образом, преподавание информатики в гимназии должно способствовать формированию устойчивого познавательного интереса на межпредметной основе (учитывая активно-положительный тип отношения к предмету) и способствовать решению задачи использования Интернет-ресурсов, как одного из условий кросс-культурного диалога. Новизна опыта Описанный в работе опыт вносит коррективы в традиционное представление о целях и путях развития информационно-технологического образования в школе. Определяя ведущей идеей информационно-технологического образования в гимназии реализацию кросс-культурного диалога через формирование информационно-коммуникационной компетентности учащегося, автором раскрываются новые аспекты в содержательной и технологической части информационно-технологического образования, что связано с освещением роли ИКТ в становлении диалогизма как приоритетной методологии современного образования. Ведущая педагогическая идея Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся в школе-гимназии создаёт условия для преодоления негативного процесса культурной унификации и приобщения человека к феноменам поликультурного пространства современного мира: это расширение возможностей познать мир, лежащий за пределами собственной страны, понять как эта страна взаимосвязана с другими и каково её место в мировом сообществе; это умение общаться с другими народами, преодолев предрассудки и стереотипы. Технология опыта Сегодня гимназическое образование рассматривается не как гуманитарное, а как универсальное. Его содержание можно осмыслить с позиции диалога культур. "Обучение культуре - это постижение способов общения и деятельности. Не изучение культуры, а ее привитие способно обеспечить самоопределение личности в окружающем ее мире. "Ваятелем" собственного индивидуального образа мира с помощью учителя может стать каждый ученик" (из концепции гимназического образования СОШ №2 г. Вязники). Использование ИКТ в учебном процессе позволяет решать проблемы организации кросс- культурного диалога в концепции гимназического образования. Диалог культур - это источник личностного становления и общественного развития в поликультурном мире, способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру их культурных образований. Новые требования общества и то новое, что окружает ребенка в современном мире (новые информационные технологии и новые модели действий) подразумевают необходимость формирования новой информационной культуры. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Одной их важнейших задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Она должна начинаться в детстве, в семье и проходить через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. Она должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать её полезность, достоверность и т.д. Личность информационного общества - поликультурная. Частью её информационной культуры является умение организовать поликультурное общение с использованием Интернет - ресурсов. Например, в рамках работы школьного научного общества предлагаю учащимся 5-6 классов (не изучающих информатику) специальные экспедиции "Заглянем в Интернет?", которые под моим руководством проводят старшеклассники. На таких занятиях взрослые объясняют, какая информация находится в сети и что необходимо знать, чтобы её оттуда извлечь. Учащиеся старшей ступени уже полностью изучили курс "Компьютерные коммуникации и информационные ресурсы компьютерных сетей", в конце которого они защищали созданный ими сайт по выбранной теме. Наиболее интересными всегда получаются сайты с подборкой фотографий (см. приложение 1, 2 Школьный сайт, Электронная газета). Логическим завершением работы по данному направлению является реализация в школе элективного курса "Технология создания сайтов». Цель курса: - научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном интернет - пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб - ресурсы; - сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами Всемирной паутины. Научить способам представления информации в Интернете; - познакомить со способами научно- технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства; - реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов; - сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов. Каждый ученик привносит в стены школы культуру своих родителей и друзей. Особенно это заметно в школьной газете "Пенал". Школьный пресс-клуб работает при библиотечно- информационном центре. Любой учащийся школы может опубликовать свою заметку или стихотворение. Шаблон газеты был создан учащимися 10-11 классов два года назад при изучении темы "Инструментальные средства MS Word". С каждым годом количество детей, у которых есть дома компьютеры, увеличивается. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы научить правильно им пользоваться и извлекать из общения с ним максимальную выгоду для себя. Одной из задач современной информатики является развитие навыков работы с информацией. Это умение находить информацию, необходимую для решения проблемы; определять достаточность этой информации, избавляться от избыточности; распознавать, классифицировать, упорядочивать информацию; структурировать и т.д. На своих уроках формирую умения не только работать с поисковыми системами, но и конкретными сайтами. Знакомлю учащихся с конкретными адресами сети Интернет, на которых могут получить полезную для себя информацию. Например, списки библиотек, сайты Эрмитажа, Лувра и др. известных музеев. Конечно, в рамках урока попробовать все это найти нет времени, поэтому учащиеся получают дополнительное домашнее задание. Например, "зайти на сервер МГУ http://www.msu.ru и узнать правила приема на факультет прикладной математики и информатики". При такого рода работе, учащийся не только знакомится с интересной информацией, но и ещё раз осознает, что компьютер - это машина, которая работает по строго определенным правилам, ведь если допустить хотя бы одну ошибку при вводе адреса, то не получишь нужного результата. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и совершить личностное переосмысление. Благодаря использованию ИКТ в учебном процессе для учеников появилась возможность, воочию, познакомится с достижениями мировой культуры. Их можно найти и в сети, и в мультимедийных пособиях, причем они сопровождаются не только зрительным рядом, но и озвучены. Это дает возможность ученику внутренне приобщиться культурным ценностям других народов. Например, при подготовки к уроков музыки в компьютерном классе мы используем: мультимедийные пособие по истории мировой живописи, произведения классической музыки и цветовой ряд мультимедийного проигрывателя. ( вставить из опыта работы) Формирование информационной культуры позволяет решить проблему глобализации образования, где одной из задач является воспитать гражданина мира. Кросс- культурный диалог позволяет расширить возможности познания мира. А самый эффективный способ познания - это общение. Обучение общению в информатике происходит на уроках по теме "Компьютерные коммуникации". Сначала я обучаю учащихся отправлять небольшие сообщения по локальной сети, а затем с помощью электронной почты. Например, практическое задание: 1. Запустить почтовую программу. 2. Создать сообщение, содержащее информацию о вас (фамилия, имя) и один -два вопроса адресату по теме: "Интернет". 3. Отправь сообщения по указанным учителем адресам. 4. Получить отправленные вам сообщения. 5. Прочитай полученные сообщения и ответь на них. 6. Получить и прочитать отправленные вам ответы. 7. Сохрани полученные сообщения на своем компьютере в папке ИЗБРАННОЕ. С помощью использования ИКТ можно усилить и методику обучения иностранного языка. Между информатикой и иностранным языком очень много общего: все основные термины английские, языки высокого уровня (BASIC, PASCAL, DELHI и т.д) тоже, клавиатура имеет раскладку многоязычную, в среде Word заложена проверка правописания на разных языках. Поэтому считаю правильным введение в нашей школе в 2004-2005 учебном году элективного курса "Интегрированный курс информатики и английского языка". Становится необходимостью проведение интегрированных уроков информатики и иностранного языка, например, по теме "Компьютерные сети", "Устройства компьютера", "Основные операторы языка Паскаль". Овладение общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной предполагает развитие коммуникативной компетенции на межкультурной основе. Это невозможно вне создания соответствующего образовательного пространства класса, соответствующей формы взаимодействия преподавателя и учащегося, строящейся на повышении статуса учащегося в образовательном процессе, постановке его в позицию активного субъекта познания и общения:, на формировании у учащегося взаимозависимой картины мира и таких качеств личности, как открытость, терпимость и готовность к общению; осознание учащимся личной ответственности за результаты обучения; включение в систему оценки достижений его индивидуального опыта в межкультурном общении. Существует множество научных методологических подходов к обучению, учебники и учебные пособия как воплощение также представляют собой поликультурное поле. Усиление внимания к процессуальному аспекту теоретической концепции учебника как сценария, модели процесса обучения, требует специальной разработки проблемы управления познавательной деятельностью учащихся средствами не только учебников на бумажных носителях, но и электронных учебных пособий. На наш взгляд особенно перспективными методами обучения в реализации диалога культур являются проблемное обучение, целью которого является постановка учащегося в позицию исследователя и метод проектов. Например, при изучении темы "Деловая графика в Excel" в 8-м классе предлагаю учащимся "Исследуйте данные о средней дневной температуре в нашем городе за последнюю неделю. Постройте график по этим данным. Глядя на график, ответьте на вопрос, в какой день температура была самой высокой, в какой самой низкой". При углубленном изучении этой тема в 11 классе показываю учащимся, как можно решать задачи управления и планирования с помощью электронных таблиц. Для этого можно даже и не знать глубоко математику, нужно лишь понимать суть решаемой проблемы, готовить и вводить в компьютер исходные данные, интерпретировать полученные результаты. Поэтому на уроке "Прогнозирование по регрессионной модели" мы вновь вспоминаем задачу из 8 класса, добавляя её заданием"…Оцените, годится ли использование линейного тренда для описания характера изменения температуры со временем. Попробуйте путем графической экстраполяции предсказать температуру через 2-5 дней". Метод проектов воплощает в себе идею интеграции, стимулирует процесс смыслотворчества участников проекта, учит культуре диалогового общения. Например, в процессе изучения темы "Технология обработки текстовой информации" учащиеся выбирают интересующую их тему одного из школьных предметов. В ходе работы над таким проектом они должны правильно отобрать информацию, обработать её, оформить, внедрить в документ различного вида объекты (таблица, формулы, изображения и др.), при необходимости выполнить перевод текста на английский язык (см. приложение 3) . В процессе такой деятельности развиваются самостоятельность и творческий подход к решению задач - элементы, необходимые для успешной реализации межкультурного диалога и в учебной аудитории, и в жизни. Наша гимназия также расширяет свое образовательное пространство за счет активного использования музейной педагогики. В начале учебного года одна из учащихся школы, член ШНО, решила создать на компьютере "Виртуальную фотовыставку «Школьный меридиан», используя трехмерную графику. В процессе работы над этим проектом ей пришлось не только создавать программу, но и научиться работать с цифровым фотоаппаратом, редактировать графические изображения. В перспективе на базе материалов фотовыставки планируется создать виртуальный школьный музей. Использование возможностей Интернет, позволяет совершить виртуальную экскурсию по знаменитым музеям мира, не выходя за пределы кабинета. Результативность работы Описанная выше система работы позволяет добиваться следующих результатов. В апреле 2005 г. проект по информатике «Виртуальный школьный фотоальбом «Школьный меридиан»» был удостоен грамоты кафедры информатики и ИКТ физико- математического факультета ВГПУ. В рамках работы ШНО в 2004 – 2005 уч. г. 2 учащихся выполняли интегрированные работы с использованием технологии компьютерного моделирования на уроках физики. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призёрами окружной олимпиады по информатике, а в 2003 – 2004 уч. г. Ильин Артём стал призёром областной олимпиады (второе место) и на льготных условиях стал студентом такого престижного вуза как МГУ. Школьная команда в 2002 – 2003 г. становилась победителем окружного конкурса «Компьютерный интеллектуал», в 2004 уч. г. – призёром, в 2005 г. - I место среди 8-9 классов и II место среди 10-11 классов. В 1999 г. получила Сертификат участника российско-американского проекта «Феноменология образования». Мои статьи «Использование вычислительной техники в учебном процессе» и «Музыкальный редактор (интегрированный урок)» были опубликованы в сборнике «Феноменология образования: вопросы теории и практики» (Владимир, 1999 г.), а статья " Интеллектуальная игра по информатике" в сб. "Воспитательная система школы в условиях гимназического образования" (Владимир, 2003 г.). В ноябре 2004 г. выступила на педагогическом совете «Использование информационных технологий как средство достижения нового качества образования» по вопросу «Использование компьютеров на уроках для повышения эффективности учебного процесса» и по итогам педсовета в зимние каникулы организовала кратковременные занятия с педагогами школы по ликвидации компьютерной безграмотности. В рамках реализации педагогических средств по профильной ориентации ежегодно проводится изучение образовательных запросов учащихся и их родителей. Например, в марте 2005 г. подобное обследование 94 уч-ся (54 уч-ся 8-х классов и 40 уч-ся 9-х классов) выявило следующее: · уже второй год среди выборов профилей обучения лидирует информационно-технологический: среди опрошенных 40 уч-ся 9-х классов и 54 уч-ся 8-х классов ему отдали предпочтение 28 (70%) уч-ся 9-х и 36 (66,6%) уч-ся 8-х классов, а всего 64 (68,3%) уч-ся 8 – 9-х классов; · среди предметов, которые очень нравятся учащимся 8–9-х классов лидируют предметы технологического профиля: информатика (48 (51,5%) уч-ся). Для выявления отношения учащихся 8-х и 9-х классов к углублённому изучению информатики было проведено анкетирование «Отношение школьника к учению». Результаты опроса показали, что активно-положительный и положительный тип отношения к информатике характеризует 75% учащихся 8-х классов и 64% учащихся 9-х классов. Таким образом, диагностика подтвердила устойчивую познавательную мотивацию учащихся к изучению на профильном уровне предмета «Информатика». Мотивация выбора данного профиля связана у большинства учащихся с · их учебными предпочтениями (70,5% уч-ся); · связью с будущей профессией (26,6%). Среди предметов, которые учащиеся хотели бы изучать в рамках курсов предпрофильной подготовки в 9-ом классе, лидирует- «компьютерное моделирование» (55 (58,5%) уч-ся 8 – 9-х классов). С 2000 г. одним из направлений профессионального обучения учащихся является профиль «Оператор ЭВМ». Программа подготовки по этой специальности лицензирована и успешно работает, в рамках окружного образовательного пространства учащиеся 10-11 классов могут посещать двухгодичные курсы, по окончании которых они сдают квалификационный экзамен и получают свидетельство. Ежегодно растёт число выпускников школы, получивших данную специальность, за истекший период число выпускников - ____. ГодыКол-во учащихся (%)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
Эти цифры говорят о том, что с каждым годом все большее количество учащихся школы осознают, что мы живем в период бурного развития информационных и коммуникационных технологий. Во всем цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу, который изменяет структуру экономики государств, структуру рынка труда, уклад жизни людей. Вырисовывается новая модель образования, направленная на исследование окружающего мира с использованием ИКТ. Адресная направленность Данный опыт адресуется преподавателям школ повышенного уровня (гимназий и лицеев), общеобразовательных школ, где есть профильные классы социально – гуманитарной направленности. Трудоемкость Реализация опыта предполагает значительные временные затраты, тесное сотрудничество всего педагогического коллектива, материально-техническую базу. Список литературы 1. Селевко Г.В. Современные педагогические технологии. 2. Вопросы компьютеризации учебного процесса: Из опыта работы/Сост. Н.Д. Угринович; Под ред. Л.П. Шило.- М.: Просвещение, 1987 3. Использование вычислительной техники в учебном процессе. Тезисы докладов научно- методической конференции ВГПИ им. П.И. Лебедева- Полянского. - Владимир, 1990, 1992гг. 4. Семакин И.Г., Хенер Е.К. Информатика10, 11 класс- М.; Лаборатория базовых знаний, 2002. 5. Сенокосов А.И. Опыт информатизации школы. Газета "Информатика", №23, 2002г. 6. Уваров А.Ю. Чему учить на уроках информатики. Газета "Информатика", №23, 2002г. 7. Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании". - М: 1997-2003г. 1 Рогачёва Е. Ю. Кросс-культурный диалог в контексте гимназического образования. Сб. «Воспитательная система школы в условиях гимназического образования. – Владимир: ВГПУ, 2004. С. 32.
2 Концепция гимназического образования в вязниковской школе № 2 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Сб. «Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). – Владимир: ВГПУ, 1999. С.149.

Категория: Мои статьи | Добавил: natasha (29.01.2012)
Просмотров: 1181 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergCitte  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/izgotovlenie-metallokonstruktsiy-dlya-obustroystva-neftegazokondensatnogo-mestorozhdeniya-g-urengoy/>особенности проектирование металлоконструкций в сейсмике</a>

Имя *:
Email *:
Код *: